Лаборатория
    Информационных
        Компьютерных
           Систем

Главная
Услуги
Цены
О компании

Что такое оперативный менеджмент?

Оперативный менеджмент - это решение ежедневных задач существования и функционирования предприятия. Его целью является обеспечение бесперебойной и взаимосогласованной работы сотрудников и подразделений. Оперативный менеджмент предполагает решение любых вопросов, связанных с текущей деятельностью: управление закупками, сбытом, запасами, производством, финансами. Распределение работ, ресурсов, внесение необходимых изменений в производственные и финансовые процессы, учет и контроль хода выполнения процессов и заданий - все это оперативный менеджмент.

Что такое управленческий учет?

Управленческий учет  – это система  сбора и группировки  финансовой и  нефинансовой  информации,  на  основе  которой  менеджеры  принимают решения для достижения целей организации (определение из  книги  Чарлза  Хорнгрена,  Джорджа  Фостера  и  Шриканта  Датара «Управленческий учет»).
Общепризнанный гуру в области управленческого учета Колин Друри в книге «Управленческий учет для бизнес-решений» определяет управленческий учет как предоставление руководителям организации  «информации,  на  основе  которой  они  могут  обоснованно  принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих  операций.  Информация  по  управленческому  учету  позволяет  измерять  экономические  показатели  операционных  структур организации,   действующих децентрализованно, таких  как ее отдельные подразделения, цехи и отделы. Управленческая отчетность является в полной мере факультативной, то есть такая информация готовится только в том случае, если предполагается, что выгоды от нее будут выше расходов на ее подготовку». К такой отчетности, в частности, относятся управленческий баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Особенности управленческого учета на российских предприятиях.

Долгое время в практике российских компаний управленческий учет воспринимался как «реальный учет, объективно отражающий операции компании» (см., в частности, статью: Божко П. Особенности управленческого учета на российских предприятиях // Финансовый директор. 2003. №2). Это было связано с тем, что еще лет пять назад большинство отечественных компаний использовали различные методы минимизации налогообложения. В этих целях создавались  фиктивные  организации,  применялись  схемы  налогового планирования,  некоторые  операции  не  фиксировались в официальном  учете.  А  для  того  чтобы  собственники  бизнеса  и  руководители предприятий  видели  всю  картину  бизнеса,  велся  управленческий учет. Как правило, в его основе лежали принципы, схожие с установленными  для  бухгалтерского  учета,  а  более  продвинутые  компании за  основу  брали  МСФО. Последний  вариант  наиболее  наглядно  демонстрирует противоречие  в понимании управленческого   учета в России и за рубежом, так как МСФО – это по определению финансовый учет, который, несмотря на свою прозрачность, не обеспечивает  менеджмент  компании  всей  необходимой  для  принятия  управленческих решений информацией. В последнее время в силу изменения  в  России  налогового  климата  и  развития  практики  управленческого учета все больше отечественных компаний применяют управленческий учет в его классическом понимании.

Концепция системы управленческого учета.

Концепция системы управленческого учета базируется в первую очередь на пожеланиях руководителя предприятия. Именно он определяет, какая информация ему необходима для анализа принимаемых решений. Если руководитель уделяет внимание показателям сбыта, его могут заинтересовать:

  • рентабельность каждой позиции товара;

  • сроки оборачиваемости товара;

  • период пребывания товара в пути;

  • сроки нахождения товара на складах;

  • накладные расходы, связанные с территориальным перемещением товара.

Если руководителя больше интересуют финансы, он может потребовать предоставлять ему:

  • данные о финансовой оборачиваемости реализуемых товаров и услуг;

  • размеры выплат по заемным ресурсам;

  • платежные характеристики контрагентов;

  • себестоимость произведенных товаров и услуг;

  • финансовый результат.

Практически по всем показателям (и производственным, и финансовым,  и  сбытовым)  можно  проследить  полный  цикл  деятельности предприятия и понять, на каких этапах эффективность его работы высока, а какие процессы требуют доработки.

Каким руководитель предприятия хочет видеть результат?
Одни  руководители  предпочитают  подробные  формы  отчетности, другие  требуют, чтобы  вся  необходимая  информация  умещалась  не более чем на одном листе формата А4. Руководитель, выступающий  заказчиком  управленческого  учета,  имеет  полное  право предпочесть любой вариант, главное, чтобы он содержал всю необходимую для принятия решений информацию, позволял решать повседневные и стратегические проблемы.

Какие данные для этого нужны?
Для достижения необходимого результата нужно определить, какие данные должны попадать в базу и где на предприятии (или за его стенами) их можно получить.
Если в бухгалтерской среде правят бал «бланки строгой отчетности», то  в  управленческую  базу  может  попадать  информация,  близкая к  экспертной  оценке.  То  есть, например, срок  оплаты  по  контракту может  быть  один,  а  срок  оплаты,  установленный  в  базе  финансистом, – совершенно другой (так как он договорился об отсрочке, чтобы избежать уплаты НДС в текущем месяце).
Для того чтобы в систему управленческого учета не попали числа, не имеющие ничего общего с реальностью, нужно контролировать данные, помещаемые в базу, и лиц, имеющих возможность вносить в нее изменения. Какие данные использовать в управленческом учете, должна решать финансовая служба, но руководителю нужно обязательно принять участие в выработке этого решения. Иначе сведения, которые сложно учитывать и вносить в систему, могут оказаться «за бортом» управленческого учета.

Кто отвечает за своевременное внесение данных?
Основные финансовые показатели обычно   поступают   в   систему управленческого учета из бухгалтерии. Они недостаточно оперативны, однако хорошо поддаются проверке. Остальные данные должны попадать в управленческий учет по принципу: кто с данными работает – тот их и вносит. При этом надо позаботиться о том, чтобы данные попадали в систему только один раз, без дублирования, и чтобы человеку, который их вводит, было удобно с ними работать именно
в базе данных.

Обработка и интерпретация данных.
Если  Вы  определились  с  тем, как  будет  происходить  процесс  сбора сведений, нужно  решить, как  интерпретировать  данные, какие  рассчитывать коэффициенты и как их трактовать. Например, в финансовую отчетность вписывается и финансовый анализ, цифры которого позволяют «крупными мазками» нарисовать общую картину финансового состояния предприятия. Вся работа заключается лишь в формировании формул, обрабатывающих массивы данных, которые попадают в базу из бухгалтерии.

Как контролировать?
Прежде всего нужно проверять правильность ввода данных. Хорошо  зарекомендовало  себя  «правило  второго  ключа»  –  интерпретация  одних  показателей  должна  подтверждать  другие.  Например, сведения о фактической выдаче заработной платы подтверждаются
суммой  начисленной.  Если  есть  расхождения,  значит,  либо  не  вся зарплата выдана, либо где-то закралась ошибка. Конечно, контроль процесса  управленческого  учета  можно  поручить  специальному подразделению  (отделу  внутреннего  аудита,  контрольно-ревизионной группе и т. д.). Однако не все компании сегодня могут позволить себе  содержать  одно  подразделение  для  ведения  управленческого учета и еще одно для контроля за правильностью ведения этого учета. В любом случае Генеральный Директор не должен пускать процесс на самотек. Практика показывает, что основательное вникание в процессы на начальном этапе обеспечивает простоту деятельности в дальнейшем. Поэтому Генеральному Директору лучше пожертвовать частицей своего времени изначально и хорошо наладить работу  ответственных  за  внедрение  управленческого  учета  –  впоследствии  это  позволит  экономить  на  проверках  правильности  данных и интерпретации информации.

Управленческий учет  и  его  настройка  –  длительный  и  очень  интересный  процесс (внедряется  система  месяцами,  а  в  крупных  компаниях  –  годами). Важно помнить, что учет все-таки не самоцель, а только инструмент для  руководителя,  позволяющий  ему  (и  соответственно компании в целом) работать более эффективно.

© ООО "ЛИНКС", Московская обл., г. Фрязино, Заводской проезд, д.3. Тел. 8 (495) 760-73-07 , 8 (910) 475-44-14